Информационно-публицистический еженедельник
Выходит с января 1991 г.
№ 12 (884), 26 марта  2014 г.
Свежий номер

Зов Мельпомены
Современное искусство или мода на хаос?
19.04.2017 19:11:00
Мария ЛАРКИНА

       

 

Когда мне было 19 лет один молодой человек пригласил меня на рок-концерт. В моем понимании слово концерт означало нечто радостное и чудесное. Поэтому я, достав из гардероба свой лучший красный костюм с меховыми вставками и туфли на шпильках, была готова во всей красе слушать и наслаждаться рок-музыкой. Но, подойдя к ГДК, где проходило сие мероприятие, я поняла, что вырядилась ни к месту. Со всех сторон к зданию подтягивались угрюмые молодые люди с сережками в носах, в черных футболках и банданах. Я в своем гламурном костюмчике была белой вороной.

В зале стоял гул, зрители матом кричали на выступающих… Все это никак не сочеталось с моим представлением о концерте, пусть и роковом. Насладиться музыкой и песнями не получилось, хотя и хотелось. Тот случай остался в памяти, как курьезное событие.

Похожие эмоции я испытала, посетив балет-перфоманс «Легенды о Саошианте».

Из Интернета я узнала, что Саошиант – это образ спасителя праведников в древнеперсидской мифологии, а проект создан по мотивам эпоса «Урал-Батыр».

Опишу свои впечатления от просмотра балета. Вначале заиграл оркестр. Это были разделенные на несколько актов музыкальные части, которые не совмещались с балетом. Затем на сцену вышли трое молодых людей. Парень выразительной внешности и две девушки. Главный герой по пояс голый, девочки в одежде для спортзала. Они начали танцевать. Двигались артисты хорошо, порой синхронно, но понять, что означают их движения, мне не удалось. На экране в это время мелькали картинки, изображавшие то младенца, то обнаженную женщину, лежащую в траве, то иероглифы. Я силилась найти смысл во всех этих действах, но не получалось. Закрыв глаза, попробовала медитировать, но на ум снова ничего не приходило. Пляски напомнили мне известное шоу «Танцы на ТНТ», где молодые люди соревнуются в хореографическом мастерстве. Если там зритель может оценить (нравится/не нравится) номер, то тут анализировать было нечего. Составить общую картину не представлялось возможным.

В связи с этим, возникли вопросы: какая цель была у организаторов проекта? Создать у зрителя расщепленные чувства? Или это была попытка сделать что-то оригинальное?

Во втором акте актеры сменили одежды на яркие футболки и стали двигаться пободрее. Происходящее больше смахивало на сеанс мануальной терапии, нежели на танец. Парень крутил головы девушкам, вытягивал позвоночник.

Зрители то и дело покидали зал со словами: «Что это за бред?», «Зачем мы сюда пришли?» Сидящая рядом со мной девушка задала вопрос: «Вы что-нибудь понимаете?» Я улыбнулась и помотала головой.

В третьем акте на сцену выплыла уже компания молодых людей, они то собирались в кучки, то расходились в разные стороны, некоторые прогуливались непонятно зачем взад-вперед (впрочем, к тому времени я уже привыкла к тому, что на сцене происходят неясные мне телодвижения)… Уловить в этих хождениях смысл снова не получилось. На экране мелькали то лица (удалось разглядеть Леонардо да Винчи), то черные палочки, то круги. Наблюдать за артистами было сложно – болели глаза. Музыка резко обрывалась, танцоры застывали в своих ни о чем не говорящих позах.

В конце балета-перфоманса раздались крики «Браво!», нас познакомили с участниками шоу, все закончилось. Ни я, ни люди, пришедшие со мной, так и не смогли уяснить, для чего посмотрели этот современный балет. Наверное, мы, как зрители-чайники, не разбирающиеся в современном искусстве, не сумели по достоинству оценить выступление.

Бывает, посмотришь неудачный фильм или скучный спектакль и остается грусть. Понимаешь, что организаторы старались: композитор написал музыку, хореограф работал над танцами, художник сделал оригинальные картины, а ты остался недоволен. Но скажу честно, я, как ни силилась, не смогла получить от посещения мероприятия вменяемых впечатлений. Следовало ли до начала представления ознакомить нас с программой или дать разъяснительный комментарий к балету? Спорный вопрос. В попытках найти хоть немного логики, которая связывала бы действия на сцене, музыку, я искала ответ на экране с картинами, но его там не было. Возможно, было бы разумно фразами и комментариями дополнить картины на экране. И тут же подумала: зритель приходит в театр на балет, в цирк, да куда угодно, но никто ему подробно не разжевывает, что будет происходить на сцене. Было бы странно, если бы кто-то объяснял нам, о чем говорится в спектакле «Преступление и наказание» или в балете «Щелкунчик». Театр, на мой взгляд, это сопереживание, переосмысление, если нет этого, то должно быть хотя бы эстетическое удовольствие от костюмов и декораций.

По всей видимости, мы должны были воспринимать льющуюся музыку, как нечто интуитивное, что затронуло бы частички души, но и тут в моем случае вышла промашка. В ней были резкие переходы, дисгармония.

В завершении вечера хореограф сказала нам, что организаторы проекта будут ждать отзывов в соцсетях. Через несколько часов я зашла на их сайт, и там уже был оставлен нелицеприятный комментарий о «Легендах о Саошианте». Но на следующий день его удалили. Почему? Авторы не хотят слышать критику в свой адрес? Не планируют что-то менять в своем проекте? Но если это так, то о каком продуктивном развитии может идти речь? Было бы интересно побеседовать и с другими зрителями, выяснить их мнение. Вот тогда можно было бы получить объективную картину относительно будущего таких перфомансов.

Мне показалось, что красивые молодые люди, ловко двигающиеся на сцене, идея с экраном, живая музыка – хороши, но не гармоничны, а это сбивает с толку. Нам предложили самим разбираться с тем, что хотели сказать нам артисты, хореограф, художник и композитор. Если это мода на хаос, то зачем вообще как-то называть такие мероприятия – балет, перфоманс? Хотели показать, каким пластичным бывает человек, как эпос Урал-Батыр понимается современным поколением? Покажите, донесите до нас идею.


1 2



Медиасфера
блог редактора.jpg


Блог Залесова.jpg

 

клуб друзей Истоки.jpg

УФЛИ

Приглашаем вас принять участие в конкурсе "10 стихотворений месяца".

Условия конкурса просты – любой желающий помещает одно стихотворение в интернет-сообществе «Клуб друзей газеты «Истоки» только в этом посте http://istoki-rb.livejournal.com/134077.html



Итоги конкурса за апрель 2017 года

Итоги прошедших конкурсов




11.jpg

коррупция

Омет.jpg

Ватандаш.jpg

МБУ ЦСМБ ГО г.Уфа РБ

книжный ларек

Республика Башкортостан.jpg


Агидель

Йэншишма

БГТОиБ

Башкирский театр драмы

Русский драматический театр

http://www.amazon.com/dp/B00K9LWLPW




Хотите получать «свежие» статьи первым?
Подпишитесь на наш RSS канал

GISMETEO: Погода
Создание сайта - Интернет Технологии
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.
(с) 1991 - 2013 Газета «Истоки»