Информационно-публицистический еженедельник
Выходит с января 1991 г.
№ 12 (884), 26 марта  2014 г.
Свежий номер

Зов Мельпомены
Люди и куклы, играющие взрослую сказку
17.05.2017 13:35:00
Зухра БУРАКАЕВА

       

Башкирский государственный театр кукол встретил свой солидный юбилей – 85 лет! – необычной постановкой и роскошным подарком и себе, и всему нашему городу. После двадцати лет к радости крепких уфимских театралов, которые еще помнят времена Владимира Штейна, театр кукол открыл двери для взрослой публики.

Для первой постановки была выбрана… сказка. И не какая-нибудь, а будоражащая нас с детства, восточная сказка «Тысяча и одна ночь» в инсценировке молодого режиссера Петра Васильева из Петрозаводска, уже имеющего в своем творческом багаже «Золотую маску».

Давным-давно не была я на кукольных постановках для взрослых, и те были в столицах, на маленьких площадках: полутемное помещение, марионетки, театр теней, перчаточные дела, Хармс, Гоголь, нечто сумрачное, арт-хаусное, что надо смотреть с отрешенным или глубокомысленным взглядом...

А здесь – большая сцена. Известная сказка, к тому же 16+. И, думалось мне, будет много чарующей восточной музыки, соблазнительных восточных танцев в ярких, блестящих одеждах, много пафоса и затейливости в выражении чувств. Куклы-девушки будут грудасты, с огромными хлопающими ресницами, смуглые куклы-юноши будут обнажены до пояса, кровожадные цари в парчовых халатах будут давать свои кровожадные же указания корявыми пальцами… Но как при этом сопереживать куклам, я не понимала. Ждала с нетерпением и вот премьера. И все было по-другому. Главных «восточных» эффектов не наблюдалось. Героиня Шахразада (актриса Райля Гизатуллина) была не томной соблазнительной девой с низким будоражащим голосом, а оказалась нежной, с трогательным, почти детским, голосочком светлой девушкой. Ее розовое одеяние, мягкие движения вызывали совершенно другие эмоции: «Как жаль эту бедную девочку, которая пошла на такую жертву…» И контраст с холодностью молодого царя вызывал драматическое напряжение. Хороший шанс для актрисы театра кукол сыграть вот такую роль на сцене!

Восточные танцы? Да, были. В финале, но в совершенно неожиданной подаче. Пафос, очень красивый и уместный пафос восточный сказки. А куколок с мигающими огромными ресницами и смуглых юношей не было. Потому что… Потому что все было выстроено в стилистике площадного театра на восточном базаре. И куклы в той же стилистике – разные, от самых маленьких до самых огромных, от картонных и тряпичных до китайских драконов. Главные герои – актеры – очень тонкая грань между драматическими актерами и сказочными образами-куклами. Люди-персонажи. Отсюда – иногда синхронные движения с героями-куклами, пластика движений. Гордый, никогда не сгибающийся стан царя Шахрияра с горячим взором (кто бы сыграл его – такого колоритного, не будь молодого актера, восточного красавца Артема Самигуллина?), поэтически-экзальтированный, осторожный Визирь (Александр Верхоземский), суетливый, подобострастный и очень смешной Евнух (заслуженный артист Башкортостана Виталий Щербаков). Огромная нагрузка выпала на четырех «наложниц» – они водили кукол, становясь и звездной ночью, и музыкантами, и страшными разбойниками, еще много-много кем.

Да, конечно же, затейливость фраз, напомнившая книжное детство: «О, счастливый из царей!», «На этом я завершаю дозволенные речи…»

Словом, увиденное не то, что превзошло ожидание, а оказалось, что я совершенно недооценивала возможности театра кукол и виртуозную изобретательность режиссера. (Вот как человек живет-живет и вдруг его озаряет, что он именно – режиссер театра кукол? Откуда эта совершенно иная структура мышления и принципов режиссуры…)

В постановке очень много Омара Хайяма, поэзия эта ненавязчива, не приторна, и словно разлита в арабской темной ночи – в огромных звездах, в луне, которая тоже играет разные роли, в алых цветах страсти, в танце с платками… Они и придают повествованию глубокий философский смысл – все бренно, но есть миг постижения любви и красоты… Первоочередное в постановке – Восток поэтический.

Далее – Восток сказочный. Три сказки переплетаются в одну – первая о Шахрияре и Шахерезаде; вторая – рассказанная Визирем утешительная и долгая; третья – смешная и грустная, о юноше, со всеми диковинными переплетениями арабских сказок…

И, конечно же, третья грань – Восток эротический. Истории о неверных женщинах есть во всех трех историях. Сама сказка начинается с истории жены Шахрияра, изменяющей с черным рабом. И теперь Шахрияр готов убить всех наложниц и каждую ночь брать в ложе невинную девушку. «Я не дам себе поверить женщине!» – заявляет Шахрияр. («Посмотрим», – улыбаются женщины в зале).

Именно в этой красивой, необычной постановке начинаешь понимать, насколько уникален, ни на что непохожий мир – театр кукол. Актеры, которые одновременно играют и своих человеческих персонажей, водят кукол с точностью до секунды, озвучивают их разными голосами, при этом выполняют мелкие технические задания, к примеру, резко дернуть шторку, поднять паруса кораблей, поставить на место кувшин, размотать свиток и много чего – незаметное для глаза. А какие куклы! Сколько профессионализма, фантазии и знания материала у молодой художницы, нашей землячки Алевтины Торик, которая сейчас работает в г. Санкт-Петербург – ею создано за короткое время двадцать персонажей разных размеров!.. В театре кукол, уверена, нет и не будет случайных людей, а только самые преданные и беззаветно любящие самый волшебный из театральных миров, где возможно все – перелеты и преображение в мгновение ока, вхождение огромного гифрита в маленький кувшин, караваны верблюдов и битва змей…

Такая вот сказка для взрослых. Никто не пытается вызвать у вас сильнейшие эмоции, потрясения, катарсисы. Приходите – выдохнуть проблемы и окунуться в вязкий, причудливый, неспешный мир Востока, где самые темные ночи и самые яркие звезды, где тебя подстерегают великие опасности и неожиданные повороты судьбы, приходите очароваться, посмеяться, удивиться и еще раз поверить в силу любви.

А театру кукол – с молодым директором и хорошей творческой командой, с целой плеядой молодых актеров, жаждущих работать – пожелаю тысячи и один вечер таких спектаклей для взрослых. А дети вас уже давно любят!


0 0



Медиасфера
блог редактора.jpg


Блог Залесова.jpg

 

клуб друзей Истоки.jpg

УФЛИ

Приглашаем вас принять участие в конкурсе "10 стихотворений месяца".

Условия конкурса просты – любой желающий помещает одно стихотворение в интернет-сообществе «Клуб друзей газеты «Истоки» только в этом посте http://istoki-rb.livejournal.com/134077.html


Итоги конкурса за декабрь 2017 года


Итоги прошедших конкурсов





коррупция











 

http://www.amazon.com/dp/B00K9LWLPW




Хотите получать «свежие» статьи первым?
Подпишитесь на наш RSS канал

GISMETEO: Погода
Создание сайта - Интернет Технологии
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.
(с) 1991 - 2013 Газета «Истоки»