Информационно-публицистический еженедельник
Выходит с января 1991 г.
№ 12 (884), 26 марта  2014 г.
Свежий номер

Литпроцесс
Поиск истины
24.01.2018 13:15:00
Владислав ЛЕВИТИН

       

Написать статью о литературном объединении меня побудил ряд публикаций в СМИ, как уфимских, так и других, печатных и непечатных, причем во всех смыслах последнего слова.

Я пришел в литературное объединение при «Ленинце» в середине восьмидесятых. Был я уже далеко не юношей и имел шестилетний опыт сотрудничества в нижневартовской газете: информации на производственные темы (тогда из нефтяников и геологоразведчиков выжимали все соки ради добычи миллиона тонн тюменской нефти в сутки), рецензии на книги, юморески, стихи и очерки о хороших людях. И вот, вернувшись в Уфу, по совету своего хорошего товарища я и попал на заседание объединения, решил сначала посмотреть и послушать.

Процессом руководил тогда Рамиль Гарафович Хакимов. В то время была проблема распечатать свои произведения, пишущие машинки в домах были еще редкостью, но все как-то ухитрялись и приносили пять-шесть экземпляров. Рамиль Гарафович внимательно прочитывал и выслушивал мнение каждого, кто высказывался, потом соглашался или не соглашался, но всегда аргументировал свою позицию. Мы, члены объединения (я бы называл всех нас участниками, поскольку никакого «членства» не было тогда, и нет теперь, приходили все, кто хотел, и так же свободно уходили), представляли собой совершенно разношерстную публику. Среди нас были те, кто уже выпустил свою книжку – Иосиф Гальперин, Светлана Хвостенко, которые регулярно принимали участие в заседаниях, Александр Касымов, Айрат Еникеев, Станислав Шалухин приходили изредка, были инженеры, научные работники, школьники и студенты. Появился тогда и юный Айдар Хусаинов, на которого Рамиль Гарафович сразу обратил внимание. Теперь Айдар сам маститый поэт и переводчик, автор многих книг, редактор «Истоков», руководитель литературного объединения УФЛИ. Время от времени приходил кто-нибудь из известных уфимских писателей – им тоже хотелось послушать и почитать что-нибудь свое. Обстановка была демократической. К мнению руководителя относились с почтением, но спорить и не соглашаться не возбранялось.

Принес и я свои творения. Прочитал – не понравилось. Раздраконили в пух и прах. Но детально и конкретно. С чем-то я согласился, а что-то отмел безоговорочно. Но задумался. В результате я изменил свое отношение к написанию стихов и выкинул из головы все, что мешало. И хотя несколько моих стихотворений были опубликованы в «Ленинце», у меня получился долгий перерыв, когда я не то чтобы не писал стихов, но завершенных не было. Однако, это не значит, что я не писал ничего. Я печатался. Выходили мои юморески, фельетоны, рассказы в том же «Ленинце», «Волге-Урале», «Уфимской неделе», пару раз появлялись мои рассказы в «Бельских просторах» и других изданиях в Уфе и Москве. Со временем я закончил начатые стихи и написал другие. Сейчас у меня есть три изданных книжки. И не только у меня, несколько сборников стихов вышло у Алексея Кривошеева, книги Светланы Гафуровой, Игоря Вайсмана, Александра Иликаева, Ильи Боровского, Мансура Вахитова, Салавата Вахитова, Виктора Лязина, Геннадия Полежанкина и других участников.

Хочу сказать, что именно литературное объединение (именно потому, что раздраконили) помогло мне, подтолкнуло меня к дальнейшему развитию. Я перестал вариться в собственном соку, у меня появилось общение, было с кем поспорить. Тот же Александр Касымов, который резко критиковал все мои опыты, взял мои стихи в «Вечернюю Уфу». Дело в том, что это были не просто разносы, цель их была не в том, чтобы человек послушал и сгинул с глаз долой. Споры эти были творческими, можно сказать, по гамбургскому счету.

Литература – это искусство, и как любой вид искусства требует знания как ремесла, так и понимания того, что кратко определить очень трудно, т.е. того, как выразить на бумаге то нематериальное, что живет внутри человека, в его душе – автора ли, героя ли. Всякий, кто занялся искусством нуждается во взаимодействии с себе подобными и с аудиторией более широкой, выходящей за пределы профессионального круга. Музыканту нужны другие музыканты и слушатели. Художнику нужны другие художники и зрители. Поэту и прозаику нужны другие поэты и прозаики и нужны читатели. В противном случае искусство начнет вырождаться. Официальное искусство в Советском Союзе зачахло. На сцене строили домны, на портретах расширяли плечи для изображения наград, поэзия превратилась в дидактику. Помню, пошел я на концерт народного хора в надежде услышать какие-нибудь старинные песни. Из, наверное, двух десятков песен, только две были народными. Остальные – о Ленине и партии.

Тот факт, что искусство вообще и литература в частности не умерли окончательно, говорит о том, что оно выжило только благодаря «фронде». Даже там, где никакого протеста не первый взгляд не было, он был. Сделанный более тонко, скрыто, для тех, кто понимает. Достаточно прочесть шестидесятников. Что станет в будущем классикой, а что останется только в истории русской литературы – вопрос в данном случае десятый.

В наше время устраивается колоссальное количество художественных выставок, концертов от традиционной музыки до рэпа. Литературное же творчество имеет несоизмеримо меньше возможностей выхода в свет. Собрание пишущих людей – литературное объединение – дает возможность общения, возможность услышать мнения коллег и тех, кто приходит просто послушать. Это возможность дискуссии, своего рода поиска истины для всех ее участников.


0 0



Медиасфера
блог редактора.jpg


Блог Залесова.jpg

 

клуб друзей Истоки.jpg

УФЛИ

Приглашаем вас принять участие в конкурсе "10 стихотворений месяца".

Условия конкурса просты – любой желающий помещает одно стихотворение в интернет-сообществе «Клуб друзей газеты «Истоки» только в этом посте http://istoki-rb.livejournal.com/134077.html


Итоги конкурса за декабрь 2017 года


Итоги прошедших конкурсов





коррупция











 

http://www.amazon.com/dp/B00K9LWLPW




Хотите получать «свежие» статьи первым?
Подпишитесь на наш RSS канал

GISMETEO: Погода
Создание сайта - Интернет Технологии
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.
(с) 1991 - 2013 Газета «Истоки»